Монография посвящена мониторингу физического состояния школьников. В работе дано описание цели, задач, этапов мониторинга, методов оценки различных компонентов физического состяния школьников: физического развития, физической работоспособности, физической подготовленности, показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
В моногорафии представлены результаты широкомасштабных исследований морфофункционального развития и физической подготовлености школьников Ульяновской области и Республики Саха (Якутия). Приложения содержат стандарты и нормативы оценки различных компонентов физического состояния школьников.
Работа содержит описание компьютерных программ, позволяющих проводить мониторинг физического состояния, оценивать и корректировать различные его компоненты.
Монография предназначена прежде всего для специалистов по физической культуре и спорту, врачей, а также научных работников, изучающих вопросы адаптации организма школьников к физическим нагрузкам и проблемы возрастной физиологии.
Содержание
Список сокращений
Введение
1. МОНИТОРИНГ КАК ВИД НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «мониторинг» и его основное содержание
1.2. Цель, задачи, принципы и этапы мониторинга
2. ФИЗИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Оценка физического развития
2.2. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
2.3. Оценка функционального состояния дыхательной системы
2.4. Экспресс-метод оценки уровня физического состояния
2.5. Определение физической работоспособности
2.5.1. Определение физической работоспособности по тесту PWC170
2.5.2. Определение максимального потребления кислорода
2.5.3. Определение физической работоспособности на основе использования метода интенсивности накопления пульсового долга
2.5.4. Тестирование физической подготовленности
2.6. Использование стандартов и нормативов для оценки морфофункционального развития и физической подготовленности детей и подростков
2.6.1. Использование нормативов для оценки морфофункционального развития школьников
2.6.2. Использование стандартов для оценки физической подготовленности школьников
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ, КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Использование компьютернных программ для оценки и коррекции различных компонентов физического состояния
3.2. Компьютерная технология проведения мониторинга физического состояния
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
4.1. Динамика физического развития школьников
4.2. Особенности морфофункциоанолного развития и физической подготовленности школьников с разными типами телосложения
4.2.1. Особенности антропометрических и физиометрических признаков
4.2.2. Особенности развития двигательных качеств
4.2.3. Особенности гемодинамических показателей
4.2.4. Особенности состояния здоровья
4.3. Особенности физического развития и физической подготовленности сельских и городских школьников
4.3.1. Физическое развитие сельских и городских школьников
4.3.2. Физическая подготовленость сельских и городских школьников
4.4. Результаты проведения мониторинга морфофункционального развития школьников республики Саха (Якутия)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Нормативы морфофункционального развития школьников Якутии
Приложение 2
Оценочные таблицы показателей морфофункционального развития школьников г. Ульяновска
Приложение 3
Оценочные таблицы физической подготовленности школьников г. Ульяновска
Приложение 4
Методика определения типов телосложения
Приложение 5
Оценочные таблицы показателей морфофункционального развития школьников разных типов телосложения
Приложение 6
Оценочные таблицы показателей физической подготовленности школьников разных типов телосложения
Приложение 7
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
Литература